Контроль громкости звука на концертах в Германии. Рассказ Ralf Stroetmann.

Стандарт Германии DIN15905-5 регламентирует допустимые уровни звукового давления на массовых мероприятиях, существует только на немецком языке. Не ручаюсь за точность перевода, примерно так:
На концерте за 30-минутный период допустимые значения эквивалентных уровней звука LAэкв. 95 дБА (у нас 85 дБА). Максимально допустимый уровень звука LAmax 99 дБА. Измеряется в течение 30 минут. Допустимое максимальное давление в течение 1 секунды – 134 дБА.

Другими словами – в Германии можно звучать громче, чем в России. Но возникает ответственность за уши зрителей концерта. И эта ответственность возлагается на организатора концерта. Притом ответственность серьезная и порой выливается в миллионные штрафы в пользу потерявших слух. Зритель, получивший даже частичную потерю слуха на концерте подает в суд на организатора концерта и гарантированно выигрывает €1 млн., если только не будут приняты на концерте специальные меры по защите слуха зрителей.

Меры следующие – в афишах и билетах пишется предупреждение о большой громкости на концерте, перед входом в зал всем предлагается купить беруши за 50 центов, на мероприятие нанимается за €600 сертифицированный специалист по контролю громкости звука. Ralf как раз и оказывает такую услугу, пройдя 3-х дневные курсы в родной ассоциации.

У любого моего коллеги сразу может возникнуть вопрос – как какой-то человек может повлиять на громкость звучания музыкального коллектива? В России не может, или пока не может. В законопослушной Германии это возможно.

Ralf приходит на концертную площадку до саундчека, включает розовый шум, ищет в зале самую громкую точку, в этой точке надо не допустить более 95 дБА. Но, микрофон, скорее всего, там располагать на время концерта невозможно. Выбирается место для безопасного расположения микрофона, например FOH, замеряется разница в давлении и во время концерта контролирует уже другую величину, например 93 дБА. Для такой работы используются технические средства: ноутбук, микрофон, звуковая карта.
Во время концерта Ralf находится рядом со звукорежиссером, ноутбук пишет ежеминутные замеры. Если в громкой точке зала происходит превышение, экран ноутбука краснеет и звукорежиссер должен на этот сигнал реагировать.

Я спросил у Ральфа – «А если звукорежиссер не понизит громкость?». Мой собеседник долго не отвечал, не понимая вопроса. А мне стало неудобно, как было на немецкой фабрике HK Audio, когда после экскурсии по цехам я задал вопрос директору: «Что вы делаете для того, чтобы сотрудники не разговаривали по телефону в рабочее время?». Дело-то всё в ментальной законопослушности немцев, что для нас необычно. Ральф наконец-то родил ответ: «Я же мужчина, я могу настоять на своём!»
Подобные специалисты своей работой гарантируют, что звуковое давление на концерте будет в рамках закона. Организатор получает протокол замера звука на 3-7 страницах, в этом протоколе присутствует информация – место, исполнитель, описание звуковой системы, технические средства измерения и бесконечная таблица замеров в единицу времени. Пример протокола измерений.

Если организатор не скупится и относится к делу по-немецки, то имея на руках протокол замеров, можно не бояться возможных судебных исков. В Германии обращения в суды со стороны зрителей не редки! А в России нет ни одного прецедента!

Алексеенко Фёдор.



Обсуждалки: пока отсутствуют.

Пишите, все что думаете ;-)

Комментарии появятся на сайте только после утверждения модератором.
* все поля обязательны для заполнения

Ваше имя (ник):
Текст комментария:


Введите число с картинки



Это самая первая статья || Все статьи || Старее >


© 2003-2024 OOO "ALEF"
Письмо вебмастеру